Рынок строительства полон материалов для внешней и внутренней обивки помещений. Каждый материал отличается сортом и классом. Вагонка представляет собой тонкие строганные панели из древесины, за видом делится на обычную и евро, дальнейшая классификация зависит от сорта древесины и сферы применения материала (какие доски используют — хвойные или лиственные).

Обычная вагонка и евровагонка: в чём разница

Своё название вагонка получила благодаря стойкости дерева к влаге, и способности сохранять груз от солнечных лучей и дождя. Доски использовали для обивки вагонов поезда. Обшивка деревом стояла дешевле, чем железом, а прочность не уступала. Крепление досок происходило обычным способом, но, чтобы упростить монтаж, а также предотвратить появление дыр и щелей, – стали использовать крепления шип-паз.

Отличием евровагонки и обычной вагонки является высшие требования в производстве к евровагонке, после сборки евровагонка выделяется целостностью, крепёж не заметен, пробор не проявляется, поверхность вагонки гладкая и ровная.

Евровагонка

Для изготовления евровагонки используют стандарт DIN номер 68126 86, который был разработан в Германии и отличается от ГОСТа высокими требованиями, стандартами и техническими условиями.

Обычная вагонка

Обычная проходит ещё советскую стандартизацию. Согласно стандарту, древесину высушивают до влажности в 20-25%, при этом толщина доски составляет 20 мм, поэтому при усыхании доски деформируются и трескаются, а замки не держатся и вылезают из паза. Поверхность досок ворсистая с наличием веток, что снижает качество продукции.

Преимущества евровагонки:

  1. Продуманная и удобная форма. Шип крупной формы стойкий к деформациям и повреждениям, оптимальный размер ламелей – толщина 12,5, а ширина – 88 (с шипом – 96 мм).
  2. Лёгкость в монтаже. Шип-паз тщательно шлифуется и обрабатывается.
  3. Вагонка проходит камерную сушку. После высушивания древесина имеет минимальное процентное значение количества влаги, которое составляет 10-15%. Из-за этого материал не оседает при строительных работах, имеет высокую степень прочности и устойчивости к влаге, трещинам и деформации, а также появлению жуков, плесени и гнили. Высушивание увеличивает срок хранение досок и облегчает их хранение.
  4. После обработки брёвен, древесина проходит тщательные сортировку и отбор. Повреждённые, с изгибами и дефектами брёвна в следующий процесс производства не допускаются, а доски, прошедшее проверку, делятся на четыре сорта.

Какие бывают профили вагонки?

Вагонка пользуется спросом в строительстве. Экологичный и безопасный пиломатериал используют для внутренней и внешней отделки домов, коттеджей, саун, беседок, веранд. Материал также используется при декорации жилых домов, офисных помещений, ресторанов и баз для отдыха. С помощью вагонки покупатели придают помещению уют и тепло, при этом сохраняя индивидуальность и стиль. Потому, так как ее сфера применения широкая, существуют разные виды профилей материала, которые отличаются не только по внешнему виду, но и разновидностью замков, формами и размерами тыльных и лицевых сторон, а также наличием или отсутствием таких конструктивных элементов как фаски.

Традиционная евровагонка

Лицевая сторона евровагонки имеет дополнительную фаску, что делает швы заметными после обивки. В зависимости от формы, фаска бывает угловатой или скругленной. Последняя называется Softline.

«Softline» вагонка

Вагонку профиля «Softline» считают подходящим вариантом для обшивки саун и бань. Этому способствует поверхность вагонки, которая не имеет углов, что предотвращает наличие заусенцев и сколов.

Вагонка профиля «Штиль»

Для работы с вагонкой штиль не нужна квалификация или специальные инструменты, материал лёгок и удобен в монтаже, как стен, так и потолка. У каждой доска вагонки есть крепёж «шип-паз». Вагонка штиль отличается тем, что не имеет возле шипа фаски, что делает швы не заметными после монтажа. Поэтому она широко используется для имитации бруса и производится толщиною до 25 мм, что так же позволяет применять вагонку для отделки фасадов зданий.

Блок-хаус вагонка

Блок-хаус представляет собой строганный материал, лицевая сторона которого сделана в форме закругленного бревна. С помощью округленной формы, создаётся иллюзия того, что здание отделано оцилиндрованными брёвнами. Имеет широкую сферу применения при таких работах как чистовая отделка интерьеров, постройка стен, а также облицовка фасадов.

«Американка»

Вагонка профиля «Американка» не только не имеет фаска около шипа, но и отличается плавным переходом к середине внешней части. Это позволяет сымитировать сайдинговые панели и сохранить эстетичность и привлекательность внешнего вида натурального дерева.

Двусторонняя евровагонка

Не имеет тыльной стороны. Две части вагонки – лицевые. Двусторонняя вагонка используется для постройки тонких перегородок, а также при обивке стен. Тонкость и гладкость досок создают уникальный рисунок и делают помещения эстетичными и привлекательными.

Двустороннюю вагонку не рекомендуют использовать в саунах и банях, а также в помещениях с высокой влажностью, у вагонки нет вентиляционных каналов.

Разновидность сортов вагонки

Пиломатериалы проходят, как минимум, пять этапов производства:

  • заготовка сырья для досок,
  • сушка,
  • обработка и строгание,
  • зашита готового материала,
  • упаковка.

После вырубки материал проходит сортировку и отбор. Повреждённые, с изгибами и дефектами брёвна в следующий процесс производства не допускаются. А материал делится на сорта, и проходит свой процесс производства, в зависимости от цены.

Вагонка всех сортов обрабатывается одним способом и на одних и тех же станках. Отбор и сортировку проходят готовые доски. Вагонку сортируют за наличием/отсутствием смоляных кармашков, веток, трещин, повреждённых участков, синевы, что появляется при плохой просушке древесины. В зависимости от сортов вагонку делят на четыре сорта: экстра, класс А, класс В, класс С.

Экстра класс

Материалы такого класса отличаются отсутствием механических повреждений, сучков, веток, коры, недопустимы даже мелкие трещины. Поверхность материала ровная и гладкая, не требует дополнительных манипуляций. При вскрытых смоляных карманах, доски обрабатывают и извлекают смолу, а повреждённый участок зачищается и зашпаклёвывается. Также допускается на метр один светлый сучок, размеров больше среднего.

Класс А

Качество материалов такого сорта высокое, поверхность гладкая и ровная. Но в вагонки сорта А, на один метр допускают две или три ветки, а также до пяти скол и заусенцев. Лицевая часть может иметь микротрещины. Присутствуют торцевые трещины. Доски, которые сделаны из сердцевины брёвен, должны составлять меньше двадцати процентов вагонки в упаковке. Что касается засмоленности, то в вагонке, сделанной из хвойных пород допускается 10% засмоленности.

Класс В

Поверхность вагонки в пятнах и потёртостях, присутствую заусенцы и сколы. Одна доска может иметь 2 выпадающих ветки, диаметр которых не превышает двадцати миллиметров. Лицевая поверхность вагонки может быть в трещинах до 30 сантиметров. Сырьём для вагонки сорта В может служить сердцевинная часть бревна. Допускается наличие смоляных кармашек. При изготовлении досок из хвойных пород, допускается засмоленность. Класс В пропускает доски, повреждённые насекомыми, но количество вагонки не должно превышать пяти процентов от заказа. Не допускается синева досок. Материал должен быть обработан и обстроган.

Класс С

В классе С собрана вагонка, не попавшая в высшие сорта. Класс С запрещает использовать гнилые доски. Но потёртости, трещины, механические дефекты допускаются. Присутствие отверстий от веток, диаметр которых составляет от 2 см, разрешено. Смоляные карманы, прорости также имеются. Повреждённые насекомыми доски со сквозными трещинами находят своё применение в классе С. Разный окрас вагонки.

Породы древесины вагонки

В производственном процессе вагонки используются как хвойные, так и лиственные породы. Хвойные породы имеют эфирные масла и смолы, которые делают материал устойчивым к влаге. Вагонка с лиственных пород прочная, отличается качеством, и эстетичностью.

Поделиться